Как обстоят дела с тату-культурой в экваториальной африке. Татуировки разных народов Рукав тату в африканском стиле

Татуировки народов Африки: Колыбелью нательной живописи с полным правом можно считать Африку, где практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Немаловажную роль в развитии этого искусства сыграли климатические условия, благодаря которым люди имеют возможность демонстрировать свое тело круглый год, Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг.

Тело украшали с различными целями, в том числе с декоративной. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). При нанесении татуировок важную роль играли их местоположение, интенсивность окраски, размеры и цвет. Последние нередко были особенными для каждого племени или семейства. Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам. Так, например, в ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой.

Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем ли, есть ли дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина. Как уже было сказано, немаловажное значение имело местоположение нательного знака. Рубцы наносили на все части тела: на грудь, спину, руки и ноги.

Например, в роду Убанги-бан-да было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами. Одно и то же местоположение знака у разных племен имело различное значение. Например, женщины яунде делали на бедрах рубцы. А вот у соседствующих с ними жителей подобное считалось неприличным. В некоторых африканских племенах рубцы наносили маленьким детям. Для этого их щеки смазывали смесью из трав, золы и селитры и втирали ее. После заживления ран на коже образовывались грубые рубцы. Обычай нанесения рубцов детям и подросткам очень древний.

Например, чтобы юноша смог вступить в круг мужчин, необходимо бы­ло сделать на коже определенный рубец. Процедура нанесения была очень болезненной, но обязательной, так как считалось, что после нее мужчине легче будет справиться с жизненными трудностями. У большинства африканских племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью. В связи с тем что татуирование (или рубцевание) занимало столь важное место в жизни племен, процесс нанесения нательных знаков относился к разряду сложных обрядов, в таинство которых посвящались только избранные. Традиции татуирования и рубцевания строго соблюдались, обряд выполнялся в основном представителями старшего поколения.

Татуировки жителей Океании: Обширный материал об обычаях и нравах коренного населения Океании, Юго-Восточной Азии и Австралии собрал во время своего путешествия российский путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай.

В своих работах он немало внимания уделил татуировкам аборигенов, сделал несколько зарисовок местных узоров. Н. Н. Миклухо-Маклай отметил, что местные жители использовали как рубцевание, так и татуирование, особенно цветное.

Последнее пользовалось большой популярностью, так как особая техника нанесения позволяла создавать тонкие линии, сложные и симметричные орнаменты. Нательные рисунки делали как мужчины, так женщины. Они покрывали ими почти все части тела от головы до ног.

Некоторые женщины татуировали только лицо, грудь, плечи или живот. Соплеменники благородного происхождения и их ближайшие родственники имели самые красивые и большие наколки. Нательные узоры выполняли в основном информативную функцию (указывали на социальный статус), иногда культовую.

По верованиям аборигенов, того, кто отказывался делать татуировку при жизни, после смерти ждало страшное наказание. Обряд нанесения татуировок почитался как священный, поэтому занимались этим делом в основном жрецы, пользовавшиеся всеобщим уважением. Для каждого жреца выстраивали специальное жилище, в котором было несколько комнат для клиентов.

В течение всего времени нанесения татуировок вокруг дома продолжалось песнопение местных жителей, прославлявших жреца и его работу. В качестве инструментов аборигены использовали шипы растений, острые рыбные костя и ракушки.

a) О большой социальной значимости татуировок жителей островов Тихого океана можно судить по племенам Индонезии и Полинезии. Практически все важные события в жизни, от рождения до смерти, связаны у них с татуированием. У коренного населения это искусство передавалось из поколения в поколение и достигло высокого мастерства. Люди щедро украшали свое тело великолепными орнаментами по каждому важному поводу.

Поэтому по нательным рисункам легко можно прочитать всю биографию обладателя тату. Техника нанесения тату у полинезийцев очень интересна. Мастера сначала намечают на коже контур рисунка. Затем по указанным линиям вкалывают краску, приготовленную из миндаля и семян деревьев. В качестве инструмента используют прикрепленный к палочке зуб акулы или острый резец, изготовленный из ракушек или черепашьего панциря.

После нанесения татуировки участок кожи смазывают маслом, кровоостанавливающими средствами, посыпают древесным углем. Чтобы заживление происходило быстрее, клиентам назначают специальную диету. Так как процедура нанесения тату очень длительная, то клиентам порой приходится жить в доме мастеров по несколько недель.

b) У представителей новозеландского племени майори принято делать на лице маскообразную татуировку -- моко, которая обозначает племенную принадлежность, статус, сообщает о личных достоинствах и т. п. Она настолько индивидуальна, что во время продаж своих земель англичанам майори использовали ее точную копию в качестве личной подписи для купчих и даже вместо отпечатков пальцев. У майори самые красивые и сложные маски наносились родовитым представителям племени. Человек, не имеющий на лице моко, назывался пустым лицом. Он находился в положении раба, так как был лишен всех прав.

Кроме этого, маски служили боевой раскраской и показателем доблести мужчины. По традициям майори погибшему воину, имеющему моко, оказывали высшую почесть -- отрезали голову и хранили ее как главную ценность племени. Не разрисованные трупы воинов оставляли непогребенными. Моко представляет собой довольно сложный орнамент, образованный многочисленными узорами. Техника нанесения довольно своеобразна и напоминает работу резчиков по дереву: с помощью специального приспособления, напоминающего долото, на коже лица делаются надрезы.

Орнамент для классических моко образуется из традиционного набора узоров, каждый из которых наносится на определенную область лица. Рисунок составляется из спиралей, волн, лент и меандров, чаще всего он симметричен.

Так, например, на лбу рисуют лучеобразно расходящиеся линии (тивхана), которые начинаются от переносицы, проходят над бровями и опускаются к ушам. Нос и щеки украшают спиралями (ререпи и понги-анга), подбородок -- спиральными линиями (пу-кауваэ), область от подбородка до ноздрей -- параллельными закругленными линиями (ререпехи).

Рисунок, расположенный в верхней части лба, называется пухоро, в нижней -- тити. Татуирование иголками выполняли на других частях тела (бедрах, ягодицах). В качестве узоров использовались спирали и ломаные линии. Область нанесения наколок у майори ограниченна. Так, например, мужчинам нательные орнаменты делали только на лице, а также от пояса до колен, женщинам -- только на лице.

В некоторых случаях мужчины делали наколки на груди, запястье и даже на языке и интимных местах. Женщины майори также не представляли жизни без татуировки. По их представлениям, только линии на губе могут спасти от надвигающейся старости, а значит, от увядания красоты. Поэтому даже самая прекрасная внешне новозеландка, не имеющая линий в уголках рта, рискует остаться без спутника жизни.

Татуировки жителей западной Европы: В Америке доколумбовой эпохи татуирование и рубцевание было неотъемлемой частью жизни, о чем свидетельствуют письменные источники и археологические находки (скульптуры, глиняные фигурки). Ярким примером могут служить необычные татуировки майя.

Когда в 1519 году испанцы высадились на побережье Америки и увидели местных воинов, то были ошеломлены их внешним видом: необычными головными уборами и одеждой, украшенными нефритовыми пластинками и перьями, удивительными прическами, ужасными нательными орнаментами и рубцами.

Так как европейцы еще не были знакомы с татуировкой, то они решили, что она каким-то образом связана с дьяволом. Впоследствии испанцы фиксировали в своих отчетах, что дикари не только поклоняются своим ужасным богам, но и наносят на свои тела их изображения, которые не смываются. Европейцы приходили в ужас от столь «поражающего воображения варварства» и находили подобные росписи омерзительными.

Однако у местного населения татуирование тела было явлением вполне обычным. Нательные изображения наносились с религиозными целями: в честь богов индейцы приносили жертвы и делали татуировки. У майя имелось даже божество татуирования по имени Акат, которое также считалось духом жизни и отвечало за рост и развитие растений. У отважных воинов было принято после очередной победы делать на теле новую наколку. Поэтому у самых смелых, а также старых и опытных воинов тело было сплошь испещрено замысловатыми узорами.

Согласно историческим источникам, майя делали татуировку и рубцевание путем процарапывания и прорезания предварительно окрашенной кожи. В раны втирали приготовленные особым образом составы на основе глины. В результате после заживления на коже появлялись рубцы, образующие различные геометрические и символические орнаменты. Наибольшее распространение шрамирование и татуирование получило среди мужского населения.

Рубцы и татуировки служили предметом гордости, показателем храбрости и доблести мужчины. Юноши до свадьбы делали себе небольшие татуировки. Не имеющие татуировки подвергались осмеянию, так как ее отсутствие считалось постыдным. Женщины также делали себе татуировку. Они наносили ее на область от шеи до пояса, кроме груди (из-за кормления). У них нательные узоры отличались особой красотой и изяществом.

Татуировки народов восточной Европы и России: История татуировок у славянских народов насчитывает несколько тысячелетий, первые упоминания о них встречаются уже у римских историков III века н. э. У праславянские племен татуировка существовала уже в эпоху неолита. Для ее нанесения применяли специальные глиняные печати -- питандеры. На прессы наносились элементы ромбомеандрового орнамента. Этими узорами покрывали все тело. Рисунку татуировок славяне придавали магическое значение -- он играл важную роль в ритуалах культа плодородия. Татуировки женщин считались оберегами домашнего очага.

Некоторые рисунки использовались как защита от болезней, злых духов. Татуировки могли указывать на принадлежность человека к определенному роду или племени.

У сербов и поляков наибольшее распространение получили растительные мотивы татуировок, часто встречались символические изображения солнца. Воины наносили растительный орнамент на руки.

Эти татуировки были обнаружены в конце XIX века австрийскими учеными Леопольдом Глюком и Чиро Трухелкой. Следует отметить, что у восточных и западных славян было много общего в мотивах татуировок и местах их расположения.

Обычай запорожских казаков сбривать волосы на голове и покрывать тело татуировками ведет свое происхождение от древних языческих традиций.

К моменту образования Киевской Руси татуировки русичей практически утратили свое магическое значение, оставшись лишь знаками принадлежности к роду или социальной группе. В дальнейшем развитие татуировки шло в двух направлениях: с одной стороны, это были клейма преступников, с другой -- гербовые знаки у бояр, князей и других представителей знати .

Позже, по мере развития и укрепления армии, стали появляться татуировки армейские, как знак принадлежности к определенному полку или роду войск. Скифские и родственные им племена широко использовали татуировки в ритуальных целях, а также для указания социального статуса человека.

В 1948 году во время археологических раскопок в Пазырыкских курганах было обнаружено погребение вождя родственного скифам алтайского племени саков, обитавшего в Северном Причерноморье. Тело вождя было покрыто татуировкой, в которой преобладали анималистические мотивы. Одна из татуировок изображала грифона с длинным хвостом. Рисунок начинался на передней части тела, проходил под левой рукой и заканчивался над левой лопаткой.

На правой руке и правой ноге также имелись рисунки с животными мотивами: изображения кулана или осла, горного барана, фантастических зверей. Татуировка на левой руке представляла собой три отдельных рисунка: двух прыгающих оленей и барана.

На правой ноге на наружной стороне голени была изображена крупная рыба, на стопе -- чудовище с клыками, рогами и тремя птичьими головами. В 1993 году на Алтае было обнаружено мумифицированное тело молодой женщины, руки которой от плеч до кистей покрывала татуировка. Имелись рисунки и на фалангах некоторых пальцев.

Подобные татуировки, по мнению исследователей, накалывали острым предметом. В качестве красителя использовали, предположительно, сажу. Фантастические мотивы татуировок свидетельствуют об их магическом смысле и связаны с культом шаманизма, который сохраняется у алтайских и других восточно-европейских народов по сей день.

Татуировки у эскимосских народов Сибири имеют очень древнюю историю и общие корни, что можно заключить из повторяющихся мотивов в рисунках. Татуирование у сибирских народов было широко распространено вплоть до 30-х годов XX века, на протяжении нескольких столетий оно не претерпело почти никаких изменений.

Встречались преимущественно примитивные рисунки: прямые линии, схематичные изображения человека и животных. Наиболее распространенными элементами орнамента были прямые и дугообразные линии, круги, спирали, эллипсы, лопатки, трезубцы, скребки. Очень популярна была, особенно у приморских народов, фигура в форме буквы «У», так как по форме она напоминала хвост кита -- животного, дававшего средства к существованию целым селениям.

У мужчин такая татуировка располагалась в уголках рта, у женщин -- на руках или щеках. Способ нанесения татуировок у эскимосских племен был довольно оригинальным: игла с закрепленной на ней окрашенной нитью вводилась под кожу и продергивалась под ней. Красителем чаще всего служила сажа. Подобная техника не позволяла выполнять слишком мелкие или сложные рисунки, однако давала возможность за короткое время нанести татуировку на большой участок кожи.

Татуировки мужчин были гораздо проще, чем у женщин, и состояли в основном из простейших элементов. Рисунки наносились на щеки, в уголки рта, на виски, на лоб. Женские татуировки отличались большим разнообразием и сложностью.

Параллельные вертикальные линии часто наносились на подбородок, лоб и переносицу. На щеках выполнялся сложный узор из разнообразных элементов. Татуировками украшали и тыльную поверхность кистей рук, запястья, нижнюю часть предплечья; при этом рисунки на руках могли быть как одинаковыми, так и слегка различными.

Татуировки у ханты и манси, а также некоторых тунгусских племен имели свои особенности. До сих пор неизвестен смысл их орнаментов, однако существует мнение, что процесс татуирования у этих народов был преимущественно женским делом, хотя рисунки имелись у представителей обоих полов.

Мужские татуировки обозначали, вероятно, принадлежность к роду или семье, орнаменты у женщин изображали зверей и птиц.

Татуировки жителей Японии: В Японии, которая считается второй родиной Татуировки, это искусство называется «ирэдзуми» и насчитывает не одно столетие. Об этом свидетельствуют обнаруженные в могилах V века терракотовые фигурки ханива, покрытые замысловатыми узорами . Об ирэдзуми есть упоминания и в литературных источниках - первых рукописных памятниках, в том числе в «Кодзики». В них, в частности, говорится о том, что влюбленные выкалывали себе имена любимых вместе с иероглифом «иноти» («жизнь»), что значило «любовь до гроба».

Приверженцы буддийской веры наносили на кожу обращенные к Будде молитвы. Считается, что искусство татуировки японцы заимствовали у соседствующего с ними племени айнов, проживающего на Японском архипелаге. Значения японских татуировок не отличалось разнообразием. В древних китайских хрониках упоминается о жителях страны Ва (Япония), украшавших себя татуировками, указывающими на их социальное положение.

Нередко нательные орнаменты наносили с декоративной целью. Спустя несколько столетий (в У1-УП веках) татуировка приобрела негативный смысл. Ее стали использовать для клеймения преступников, а также людей из касты неприкасаемых, деятельность которых с буддийской точки зрения считалась преступной, -- палачей, могильщиков, мясников. Последним на предплечье ставили крест или линию.

Преступникам делали на лбу татуировки в виде иероглифа «собака», на правой руке -- двойное кольцо, на левом плече -- круг. В каждой местности было свое клеймо, поэтому легко было узнать, где именно человек совершил преступление. В Японии обладатель позорного клейма становился объектом народного гонения, что было тяжелейшим и унизительнейшим наказанием. Поэтому преступники старались как можно быстрее избавиться от этого знака.

Мастера наносили рядом с клеймом новые линии, сливая их в один новый, более сложный маскирующий орнамент. По одной версии, именно это время можно считать началом зарождения тату-искусства. Татуировщикам той эпохи приходилось проявлять особое мастерство, чтобы позорное клеймо потерялось на фоне общего рисунка.

В Средние века в Японии на ирэдзуми был наложен запрет, Связано это было с тем, что в то время население строго делилось на сословия: самураи, мастеровые, крестьяне и т. д.

Для каждого сословия были строго определены свои допустимые виды жилья, одежды, прически, развлечений и т. п. Нарушение предписаний преследовалось законом. А так как нательные рисунки не входили в установленные рамки, то они попадали под официальный запрет. Тем не менее искусство украшения тела не исчезло совсем.

К концу XVII века татуировки пользовались большой популярностью у представителей низших слоев общества -- актеров, пожарных, профессиональных игроков, торговцев, поденных рабочих, гейш, якудзы. У последних орнаменты ирэдзуми стали своего рода опознавательным знаком, поэтому в течение долгого времени татуированных обходили стороной. Из-за запрета людям приходилось скрывать нательные рисунки.

В результате японская татуировка приобрела новую особенность. Тату наносили таким образом, чтобы оно не было видно из-под одежды, характерной для каждого сословия. Ирэдзуми наносили на все тело, кроме открытых частей рук, ног и средней части груди.

Новая волна увлечения ирэдзуми приходится на вторую половину XVIII века. Именно в это время в Японии стал очень популярен переведенный с китайского языка роман «Суйкодэн» о приключениях воинов, объединившихся в разбойничью шайку и боровшихся за справедливость. Изображенные на иллюстрациях благородные разбойники были роскошно татуированы.

Начало XIX века ознаменовано зарождением буржуазии, Любимым развлечением представителей этого класса было посещение увеселительных кварталов и театра кабуки.

Пристрастия известных актеров и куртизанок, больших почитателей ирэдзуми, не могли не повлиять на других людей. Популярность татуировки росла, и правительство было вынуждено ослабить запреты. Однако к концу XIX века запреты вновь ужесточили, так как, по мнению правительства, иностранцев мог шокировать вид разрисованных местных жителей.

Это создало бы неверные представления о стране. Но совершенно неожиданно представители других стран заинтересовались этим древним искусством. Так как запреты касались только японцев, у мастеров не было отбоя от клиентов: заезжих моряков, путешественников, коммерсантов. Коснулось увлечение самобытным японским искусством и высокопоставленных особ, среди которых были герцог Иоркский (будущий английский король Георг V) и цесаревич Николай Александрович Романов (будущий российский император Николай II), вернувшийся домой с образцом творчества знаменитого мастера Хорите.

Несмотря на большую популярность во всем мире японского стиля, у себя на родине это древнее искусство постепенно приходило в упадок. Даже окончательное снятие запрета после Второй мировой войны не помогло полностью восстановить ирэдзуми.

Были утрачены многие секреты древних мастеров, на смену им пришли новые технологии. Их использование, однако, не позволяло во всей красе воспроизводить многоцветные татуировки. Тем не менее в наше время японская татуировка, отличающаяся красочностью, объемностью, глубиной и стойкостью цвета, по-прежнему пользуется большой популярностью. Ее даже считают отдельным направлением тату-искусства.

А так как первоначальное значение многих символических изображений утрачено, то большинство рисунков наносится с чисто декоративной целью. Что касается сюжетов и мотивов ирэдзуми, то следует сказать, что практически с самого своего появления японские татуировки несли определенную информацию.

Например, в древности нательный орнамент говорил о социальной принадлежности обладателя тату. Позднее стали встречаться любовные и религиозные татуировки.

Первые чаще всего делались в знак вечной любви и преданности. Религиозные татуировки носили приверженцы буддийской веры. Это были изображения Будды, святых буддийского пантеона, чаще всего богини милосердия Каннон. Нередко мужчины создавали на своем теле целые картины на религиозные сюжеты: легендарные короли-защитники Нио, священные стражи ада Фудо, изображение которых должно было отпугивать злых духов.

Однако самой большой популярностью всегда пользовались татуировки с растительными орнаментами, а также образы животных и изображения на мифические темы.

Среди татуировок с цветочным орнаментом наиболее часто встречались изображения любимых японских растений: цветка пиона, символизирующего здоровье и благосостояние, хризантемы -- стойкость и решительность, цветущей сакуры -- быстротечность, иллюзорность жизни. Из животных наибольшее предпочтение клиенты отдавали изображениям черепах, тигров, карпов, змей, драконов, являвшихся символами мужественности, мудрости, настойчивости, долголетия и силы. Взаимодействие с западной культурой не могло не отразиться на тематике ирэдзуми.

Однако следует сказать, что тюремная тематика, впрочем, как и любая другая, несущая заряд агрессивности, у японцев не прижилась, даже в среде мафиози-якудза.

Стоит добавить, что японцы не используют иероглифы, хотя так ошибочно считают некоторые западные мастера, далекие от глубокого познания восточной философии в целом и японского мировоззрения в частности. Пожалуй, главная особенность японской школы нательной живописи заключается в том, что жители Страны восходящего солнца всегда предпочитали делать на своих телах масштабные сюжетные картины или орнаменты, покрывающие практически все тело. Японцы не используют отдельные рисунки и надписи, считая, что только единое изображение не мешает восприятию. З

а многовековую историю в Японии сложилась своя техника нанесения татуировки. У японских мастеров имеется целый набор татуировочных инструментов, которые называются «хари». Набор включает в себя до 15 приспособлений, состоящих из закрепленных в деревянной ручке пучков стальных иголок (от 2 до 10 штук). Каждый из них предназначается для определенных работ.

Африка - континент, на большей части которого, одежда нужна чисто символически.

Климат этих мест позволяет почти круглый год обходиться без неё, если бы не принципы морали.

Однако у большинства коренного населения эти принципы сведены к минимуму и именно поэтому одежда для них в повседневной жизни состоит в основном из набедренной повязки у мужчин и подобия юбки у женщин, детвора обычно обходится тем что дала природа.

Но пословица: «Встречают по одежке…» действительна и для тех, у кого одежды минимум. Вот поэтому у древних африканских племен во всем мире было принято украшать своё тело различными рисунками.

У многих древних людей для этих целей использовалась различная краска, которая держалась на коже не долго. Так боевую раскраску американские индейцы наносили только на время боевых действий, а свадебные рисунки у индусов делались только на время бракосочетания, то африканцы пошли дальше. Они наносили рисунки свое лицо и тело красой, а потом иглами вкалывали эту красу в ткань кожи. Такие рисунки держались на теле человека всю его жизнь. Эти рисунки называются татуировками.


На Черном континенте с древних времен вошло в обычай делать татуировки практически всем. По рисунку татуировок можно определить из какого племени этот человек, и на какой ступени иерархии он стоит в своем племени. Татуировка являлась своеобразной визитной карточкой. Для чего это было нужно африканцам?

А все просто и для них татуировка — это и украшение, и своеобразная визитная карточка, которая показывала любому встречному человеку, какого он рода-племени, каково его положение в обществе, каков его социальный статус. Как европейцы определяли по одежде и по прическе знатность человека, так и африканцы по татуировкам узнавали, кто перед ним и как к нему относиться.


Ну, а так как африканский климат позволяет круглый год демонстрировать рисунки на своем теле, эти украшения стали обычными для всех. Африканцы сделали процесс нанесения татуировок настоящим искусством, достигнув в этом непревзойденного мастерства.

Вообще то, татуировки не считаются сугубо женскими или мужскими украшениями. Ими пользуются и мужчины и женщины, разница лишь в рисунках и местах их нанесения. По рисунку мужчины можно определить что перед вами воин или простой охотник. У вождя и его родичей рисунки особые, носить их могут только род вождя. Увидев такой рисунок на теле, даже представители другого племени обязаны отдавать ему дань почтения.

У женщин по рисунку можно определить замужняя она или нет, каков статус её мужа в обществе и даже, сколько у неё детей. Если женщина была несколько раз замужем, это так же отражается наколками на её теле. Во многих племенах это служит поводом уважительного или не очень отношения к ней.

У разных племен существуют свои технологии выполнения татуировок и свои рисунки. Они применяли и сейчас применяют различные виды татуировки: собственно тату, пирсинг, нанесение определенных шрамов. У африканцев, проживающих в северных районах Африки, имеющих светлую кожу, наряду с татуировками популярно .

В большинстве племен обычно нанесение татуировок имеет особый ритуальный характер. Его выполняют как своеобразное священнодействие. Делают это специальные допущенные к этому люди, при этом присутствуют избранные члены племени, часто шаман выполняет при этом определенный ритуал.

Разнообразие татуировок очень большое. Так у одних тату наносятся на руки или бедра, у других на голове и на груди делаются шрамы. Так в банда рисунки наносятся на грудь, спину и руки. Что считается красивым и необходимым в некоторых племенах, в других это не принято, так у племени яунде, в Камеруне, раньше женщинам было предписано иметь на бедрах шрамы, в других племенах это считается недозволенным.

Делаются татуировки и у детей. При чем, для этого используют некоторые натуральные красители, а так же золу или даже селитру. Такие татуировки сохраняются всю жизнь и их практически нельзя свести.

Татуировка в Африке как была популярна в древности, так является популярной и современное время. Человек с узорами на теле не вызывает удивления, а наоборот это полноценный член общества который требует к себе определенного уважения. Это их нравы. Хотя со временем татуировки стали популярны у многих людей во всем мире. Если еще несколько десятилетий назад у нас татуировка была в основном атрибутом зоны и «джентльменов удачи», ну иногда такие отметки ставили себе служившие в армии, то сейчас тату очень распространены у молодежи и в косметическом бизнесе существует целое направление, которое пользуется высоким спросом.

На пляже можно встретить сколько угодно молодых людей, в том числе девушек и женщин с татушками на разных частях тела и это не считается зазорным, а наоборот привлекает внимание.

Африка - континент, на большей части которого, одежда нужна чисто символически.

Климат этих мест позволяет почти круглый год обходиться без неё, если бы не принципы морали.

Однако у большинства коренного населения эти принципы сведены к минимуму и именно поэтому одежда для них в повседневной жизни состоит в основном из набедренной повязки у мужчин и подобия юбки у женщин, детвора обычно обходится тем что дала природа.

Но пословица: «Встречают по одежке…» действительна и для тех, у кого одежды минимум. Вот поэтому у древних африканских племен во всем мире было принято украшать своё тело различными рисунками.

У многих древних людей для этих целей использовалась различная краска, которая держалась на коже не долго. Так боевую раскраску американские индейцы наносили только на время боевых действий, а свадебные рисунки у индусов делались только на время бракосочетания, то африканцы пошли дальше. Они наносили рисунки свое лицо и тело красой, а потом иглами вкалывали эту красу в ткань кожи. Такие рисунки держались на теле человека всю его жизнь. Эти рисунки называются татуировками.


На Черном континенте с древних времен вошло в обычай делать татуировки практически всем. По рисунку татуировок можно определить из какого племени этот человек, и на какой ступени иерархии он стоит в своем племени. Татуировка являлась своеобразной визитной карточкой. Для чего это было нужно африканцам?

А все просто и для них татуировка — это и украшение, и своеобразная визитная карточка, которая показывала любому встречному человеку, какого он рода-племени, каково его положение в обществе, каков его социальный статус. Как европейцы определяли по одежде и по прическе знатность человека, так и африканцы по татуировкам узнавали, кто перед ним и как к нему относиться.


Ну, а так как африканский климат позволяет круглый год демонстрировать рисунки на своем теле, эти украшения стали обычными для всех. Африканцы сделали процесс нанесения татуировок настоящим искусством, достигнув в этом непревзойденного мастерства.

Вообще то, татуировки не считаются сугубо женскими или мужскими украшениями. Ими пользуются и мужчины и женщины, разница лишь в рисунках и местах их нанесения. По рисунку мужчины можно определить что перед вами воин или простой охотник. У вождя и его родичей рисунки особые, носить их могут только род вождя. Увидев такой рисунок на теле, даже представители другого племени обязаны отдавать ему дань почтения.

У женщин по рисунку можно определить замужняя она или нет, каков статус её мужа в обществе и даже, сколько у неё детей. Если женщина была несколько раз замужем, это так же отражается наколками на её теле. Во многих племенах это служит поводом уважительного или не очень отношения к ней.

У разных племен существуют свои технологии выполнения татуировок и свои рисунки. Они применяли и сейчас применяют различные виды татуировки: собственно тату, пирсинг, нанесение определенных шрамов. У африканцев, проживающих в северных районах Африки, имеющих светлую кожу, наряду с татуировками популярно .

В большинстве племен обычно нанесение татуировок имеет особый ритуальный характер. Его выполняют как своеобразное священнодействие. Делают это специальные допущенные к этому люди, при этом присутствуют избранные члены племени, часто шаман выполняет при этом определенный ритуал.

Разнообразие татуировок очень большое. Так у одних тату наносятся на руки или бедра, у других на голове и на груди делаются шрамы. Так в банда рисунки наносятся на грудь, спину и руки. Что считается красивым и необходимым в некоторых племенах, в других это не принято, так у племени яунде, в Камеруне, раньше женщинам было предписано иметь на бедрах шрамы, в других племенах это считается недозволенным.

Делаются татуировки и у детей. При чем, для этого используют некоторые натуральные красители, а так же золу или даже селитру. Такие татуировки сохраняются всю жизнь и их практически нельзя свести.

Татуировка в Африке как была популярна в древности, так является популярной и современное время. Человек с узорами на теле не вызывает удивления, а наоборот это полноценный член общества который требует к себе определенного уважения. Это их нравы. Хотя со временем татуировки стали популярны у многих людей во всем мире. Если еще несколько десятилетий назад у нас татуировка была в основном атрибутом зоны и «джентльменов удачи», ну иногда такие отметки ставили себе служившие в армии, то сейчас тату очень распространены у молодежи и в косметическом бизнесе существует целое направление, которое пользуется высоким спросом.

На пляже можно встретить сколько угодно молодых людей, в том числе девушек и женщин с татушками на разных частях тела и это не считается зазорным, а наоборот привлекает внимание.

Мастера рисунков на теле ищут новые источники вдохновения для того, чтобы создавать оригинальные тату. В своих поисках они часто обращаются к истории этого вида искусства. Жители Африканского континента издавна славились любовью к разрисовыванию тела. Это отчасти обусловлено тем, что из-за климата им приходилось ходить полуобнаженными. Невозможность подчеркивания статуса с помощью одежды дала толчок развитию искусства татуировок и шрамирования. Нательные знаки показывали не только социальное положение человека, но и его мировоззрение, а также тот жизненный этап, на котором находился житель Африки. Но прежде чем узнавать адреса тату салонов , которые согласятся сделать вам «африканскую» татуировку, нужно детально изучить возможные значения таких рисунков.

Смысл нательных рисунков в первобытных племенах

Длинная и запутанная история Африки полна кровавых событий. Темпераментные жители этого континента всегда отличались повышенной жестокостью. С той же беспощадностью, с которой они нападали на врагов, они наносили шрамы и отметины на свое тело. Татуировки и пирсинг применялись в Африке повсеместно. Многие племена считают обязательным нанесение на тело опознавательных знаков. Для мужчин это является показателем мужественности и силы. Воины, принимавшие участие в боевых действиях, наносили на кожу насечки, обозначавшие количество поверженных врагов и одержанных побед.

Первобытные племена и современность

В Африке многие племена почитают духов и умерших предков. Часто их изображают на теле, видят в них покровителей. Смыслом таких татуировок было наведение ужаса на врага и помощь воинам в битвах. С той же целью использовались изображения различных мифических существ и грозных хищников. Желательно изучить смысл аутентичной татуировки, которую вы хотите сделать, прежде чем обращаться в тату салон Москва предоставляет широкие возможности для того, чтобы найти «своего» мастера. Но без понимания того, что хотите именно вы, работа с ним будет непродуктивна.

Увы, но сегодня экваториальная Африка – это не «крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты и зелёный попугай» , а разруха, нищета, грязь, локальные войны и политическая нестабильность. Но и сюда, в удалённые места от центров мировой цивилизации потихоньку проникает культура, которую называют западной.

Не смотря на то, что Африка имеет глубочайшие исторические корни традиций украшения тела татуировкой, сегодня далеко не все местные жители африканских стран приветствуют данное явление. Так, весьма неоднозначно воспринимается татуировка в .

Причиной этого можно назвать то, что по мнению местных ненавистников татуировки, такое проявление западной культуры разрушает истинные ценности коренных африканских народов. Однако, не смотря на всё, и в этой стране существует зарождающееся тату-движение, которое сейчас лишь отдалённо напоминает мировые стандарты.

Крис Байтенда – парикмахер, брадобрей и по совместительству татуировщик. Живёт и работает в собственном помещении (студией или салоном это никак нельзя назвать) в городе Киншаса , столице . «Я называю себя художником, меня всегда привлекали разные красивые изображения. А мои татуировки рассказывают о том, кто я есть на самом деле. Я люблю кошек – больших и маленьких. Я люблю кошек за их чистоту и за их спокойствие. Всё, что они ни делают – это красиво. Я пытаюсь в жизни вести себя так, как ведут себя эти животные» – рассказывает Крис Байтенда .

Всё, что носит на себе Крис, считается недостойным в современном обществе Демократической республики Конго . И воспринимается лишь с отрицанием и непониманием. Некоторые считают, что популяризация татуировки в этой стране связанна с крайней нестабильностью в жизни тех, кто её населяет: постоянные смены политического курса, обесценивание местной валюты, вооружённые конфликты и так далее. И в данном случае татуировка может быть расценена, как способ терапии: татуировка – это то немногое, что неподвластно времени, и это то, что никто не сможет у него отнять.

Однако, как мы уже говорили, многие местные относятся к татуировке совсем недружелюбно. Ведущий на местном радио Кедрик Макемванга . Он предпочитает прятать свои татуировки, он сожалеет о них – «Первую свою татуировку я сделал, когда мне было 13 лет, отдал за неё 2 доллара. Тогда я был бездомным, находился в окружении бедных и озлобленных людей. У всех у них были татуировки. Сегодня из-за своих татуировок я чувствую негатив по отношению к себе со стороны многих с кем общаюсь. И даже в церкви, куда хожу молиться по воскресеньям. Я бы хотел избавиться от них, если бы только мог».

Бассейн реки Конго населяли племена, у которых многие тысячелетия существовали традиции нанесения несмываемых рисунков на кожу. Татуировка играла важнейшую роль в жизни этих племён. Женщины народа Бака украшали лицо, руки и живот татуировками – без них девушки просто считались непривлекательными. Мужчины Бака были уверены, что татуировки помогают им в охоте. К сожалению, в наши дни уже практически невозможно в тех местах встретить носителя настоящих племенных африканских татуировок.

Хриви Кинфаму – татуировщик, оборудование которого состоит лишь из швейных игл, чертёжных чернил и самодельной тату-машинки. Стоимость его услуг колеблется от 5 до 50 долларов США. Окончив национальную академию искусств в Киншасе он мечтал стать художником, но не так-то просто в его стране найти работу по этой специальности. И он решил сделать татуировку занятием, которое приносит ему средства для существования.

Он делает татуировки с 2006 года и говорит, что каждый год обслуживает больше сотни людей. Что интересно, сам Хриви Кинфаму не имеет ни одной татуировки. «В нашей стране очень модно делать татуировки в память о ком либо, например, об умершем родственнике. Недавно ко мне приходил парень, который попросил сделать ему татуировку в честь убитого недавно брата. Он не мог сдержать слёз. Мне кажется, что делая татуировки таким людям, я помогаю им избавиться от боли» – говорит Хриви Кинфаму .

«Первую татуировку я сделал в 2008 году и с тех пор стал по настоящему тату-зависимым человеком. Я даже просил, что бы мой брат прятал от меня иголки, которыми я делал себе татуировки» – рассказывает Блайси Кайсирика Кихамбу . Его татуировки – это вечное напоминание о временах, когда ему пришлось провести несколько лет своей жизни в лагере одной из воинствующих группировок. Он самостоятельно, как умел, перевёл несколько дорогих ему фраз на китайский язык и сам себе их сделал: «Жизнь наёмника – это совсем не жизнь, а выживание. Когда я смотрю на свои татуировки, я вспоминаю всё. Они есть секретное послание для меня самого. После военной службы я так и не смог себе найти нормальную работу, вот и стал заниматься татуировками не только на себе, но и на всех желающих».

Встречайте, местная рэп-знаменитость Оливер Байонгва по прозвищу Фантастико ! По его словам, татуировки необходимы ему для поддержания сценического образа. Как и предыдущий носитель татуировок, Фантастико поклонник китайских иероглифов – «Мои родители были в шоке, когда я показал им то, что сделал. Среди моих близкий я единственный кто сделал подобное. Иногда мне кажется, что я вообще единственный кому нравятся мои татуировки».

Мы видим, как в Демократической республике Конго рождается что-то новое. Это весьма интересно – посмотреть со стороны, как будет развиваться тату-движение и тату-индустрия в странах подобных этой, где никогда ничего подобного не было. А развитие будет обязательно! Ибо, в независимости ни от каких причин, со стороны местного населения существует спрос на данный вид услуги, а значит будет сформировано и предложение.

ellasarvarova.ru - Женщина в каждой из нас