Умение держать паузу в разговоре. Мхатовская пауза: что это такое? Театральная пауза

театральная пауза

Альтернативные описания

В какой момент концерта в консерватории наш герой вышвырнул из своей ложи адъютанта высокопоставленного лица?

Время, выделенное для принятия пищи телесной в промежутке между порциями пищи духовной

Концертный перекур

Лучшее время в спектакле для проголодавшихся зрителей

Междудействие

Перерыв в театральном представлении

Перерыв между действиями спектакля, или между отделениями концерта

Перерыв между отделениями концерта, циркового представления

Час пик в театре

Театральный перерыв

Время променада зрителей по банкетам и туалетам

Время для насыщения театральных зрителей

Переведите на французский язык выражение «между действием»

Театральный «тайм-аут»

. «час пик» в театральном буфете

Передышка для зрителей

Перерыв между действиями в спектакле

Музыкальное вступление к какому-либо акту

Перерыв между действиями

Перерывчик в театре

Перекур между актами

Перекур между зрелищами

Театральный перекур

Перекур в «Ленкоме»

Перерыв «на обед» в театре

Межактовая передышка

Межактовый «перекур»

Любимая гурманами часть спектакля

Концертная пауза

Театральное междудействие

Театральное «бездействие»

Театральный «таймаут»

Перемена для Мельпомены

Большая перемена в театре

Время буфета в театре

. «буфетный» перерыв

Пауза в спектакле

. «тихий час» в театре

Перерыв в театре

Время отдыха публики и актера

Отдых между актов

Пауза между актами

Концертный перерыв

. «перекур» между актами с театре

. «перекур» между актами в театре

Театральное время для утоления аппетита

Перерыв между актами в театре

Перерыв между отделениями концерта

Перерыв между действиями спектакля, или между отделениями концерта

Перерыв в спектакле для посещения буфета

Час ""пик"" в театральном буфете

Перерыв в театральном представлении

. "Буфетный" перерыв

. "Перекур" между актами

. "Перекур" между актами в театре

. "Перекур" между актами с театре

. "Тихий час" в театре

. "Час пик" в театральном буфете

В какой момент концерта в консерватории наш герой вышвырнул из своей ложи адъютанта высокопоставленного лица

Концертный "перекур"

М. франц. промеждействие, междодействие, междействие, межуток, меженица. Антрепренер м. антрепренерка ж. предприятель, предприятчик, предприимщик, предприниматель; содержатель, устроитель, хозяин, основатель, заводитель, заводчик (дела), голова промысла, коновод. Антресоль ж. антресоли мн. верхний полуярус в доме, покои, отделенные в вышину от задних комнат, тогда как передние остаются во всю вышину; полати с перилами, полусветелка. Антресольный ярус, полуярус. Антреша, антраша, антрша ср. несклон. в пляске: прыжок вверх, с перевоем ног, подскок

Межактовый "перекур"

Переведите на французский язык выражение "между действием"

Перекур в "Ленкоме"

Перекур для Гамлета

Перерыв "на обед" в театре

Театральное "бездействие"

Театральный "перекур"

Театральный "таймаут"

Никакой суеты! С этим должна сочетаться основная стойка оратора. Особенно поначалу, когда устанавливаются отношения с залом, когда любое лишнее движение будет подсознательно трактоваться публикой как волнение.

Правило такое. Вы выходите в зал, фиксируетесь на главном месте в стойке оратора и делаете паузу. В паузе ведете себя как человек-скала, как памятник самому себе. Никаких заигрываний, ужимок, подергиваний плечами, сжиманий кистями, поигрыванием пальчиками, движений губами, постукиваний ногами. Это исключаем! Наоборот. Вы – человек -скала! Сила, уверенность, собранность. И обязательно перед началом выступления делаем паузу.

Зачем нужна пауза?

Какую роль она выполняет? Почему бы и не сразу начать говорить? Пауза выполняет очень важную функцию. Во-первых, она привлекает и захватывает внимание публики. И даже если вы в середине выступления сделаете паузу, внимание зала вернется к вашему выступлению. Во-вторых, в паузе, собственно, и происходит так называемая «постановка на публике», то есть окончательно устанавливаются отношения между оратором и аудиторией, «кто главный» – оратор говорит, публика слушает. Конечно, пауза, это испытание для нервов оратора. Но если вы прошли это испытание, публика вас зауважает. Аудитория примет ваше право быть лидером на время этого выступления.

Сколько по времени должна продолжаться пауза?

Давайте ее оценим на примере театра. Перед началом спектакля в театре всегда происходит некая суета в зале, шумок, обсуждение программок, шуршание оберток. Все уже сидят, но внимание зала еще рассеянное. И представьте себе такую картину. Занавес открывается, на сцену направляется свет, и мы видим человека, стоящего в нашей основной стойке оратора лицом к залу и держащего паузу. И чем больше артист, тем больше у него пауза…

Что будет происходить с публикой? Постепенно она затихнет и соберет внимание на этом актере. Тех, кто еще не готов, соседи будут подталкивать – тихо, ш-ш-ш, уберите конфеты, уже началось… Внимание театральной публики будет собираться по нарастающей параболе. И через некоторое время установится максимум – пик внимания публики. В театре наступит мертвая тишина с полным вниманием зала к тому, что будет дальше.

Это напоминает один из сюжетов популярного Журнала "Ералаш".

Весна. Мальчик стоит в луже. Лужа большая, глубокая. Вокруг собирается несколько взрослых и спрашивают: "Мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься!?" Он стоит и молчит – держит паузу. Вокруг мальчика уже много людей, задающих вопрос: "Мальчик, зачем ты здесь стоишь, что ты стоишь, простудишься, что, зачем, простудишься…" Он невозмутимо стоит и держит паузу. Уже толпа недоуменных взрослых протягивает к нему руки и интересуется: "Мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься, что, зачем, что ты здесь стоишь, что ты здесь стоишь…!!!???" И, наконец, со словами: «А вот оно что!», ребенок подпрыгивает и с шумом приземляется в середине лужи. Из-под его ног вырывается фонтан брызг. Он дождался своего звездного часа – все прохожие мокрые. Вот это крепкие нервы у мальчика! Он просто так не расходует свою энергию. Он собрал внимание, выдержал паузу, и кпд его хулиганских действий стало гораздо выше!

Так же и на публике. Вы выйдите, зафиксируетесь в основной стойке оратора, сделаете паузу – и все внимание зала будет обращено на вас: "И что ты здесь стоишь? И что ты здесь стоишь?? И что ты здесь стоишь???".. И высший пилотаж – на пике внимания. Речь у меня тут! И звучат ваши первые слова. Если это Большой театр, то время от появления до пика внимания публики я оцениваю примерно в 12-15 секунд. Если это обычный конференц-зал на пятьдесят человек, то время максимума внимания будет около 5-7 секунд. На это время и необходимо ориентироваться. Если аудитория совсем маленькая, можно сократить паузу и до 3-х секунд, но пауза должна быть!

Если пауза передержана, то что будет происходить с публикой?

Правильно, когда пик внимания пройден, оно неизбежно будет ослабляться и опять пойдет шумок:"А что такое? А чего они? Они что, прикалываются над нами?" Поэтому хорошему оратору важно чувствовать время и начинать говорить на пике внимания!

Что делать в паузе?

Сама пауза также не должна быть пустой. Пустая пауза разочаровывает зрителей. Она должна быть заполнена внутренней жизнью. Есть история про Константина Сергеевича Станиславского, который на актерском тренинге давал задания своим ученикам просто держать паузу на сцене перед зрителями. Почти все не выдерживали, улыбались, хихикали, мялись на месте, играли мимикой лица. И, наконец, Станиславский вышел сам и стал внимательно смотреть в зал – и все студенты почувствовали заполненность, значение паузы, ощутили его внутренние размышления. Он молча смотрел в зал две минуты, и аудитория не скучала – насыщенная пауза держала внимание.

Поэтому правило такое. В паузе вы собираете взгляды людей из разных секторов зала, оцениваете их готовность, думаете об их лицах и внутреннем состоянии:"Так, ну что, готовы или нет? Что у нас здесь? Хорошо. А кто у нас тут? Ладно. А на галерке? Пока не все еще в порядке…" Внешне ничего специально демонстрировать не надо – это приведет к фальши. Только внутренняя работа делает паузу насыщенной, а не пустой.

Помните, что вы должны находиться в состоянии Хозяина зала. А чем занимается Хозяин по жизни? Делом. И вот он вышел на сцену и у него есть дело – он выбирает для своего дела людей. Хозяин – хороший психолог, поэтому он наблюдает и оценивает: кто ему подойдет, а кто нет, с кем можно сварить кашу, а с кем только компот, кого взять на работу, а кто не потянет. И тогда пауза становится многозначительной и насыщенной. Секрет такой паузы – в концентрации внимания на людях в зале.

Бизнес-тренер, практический психолог, ведущий открытых и корпоративных тренингов и семинаро

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

сб, 20 Июля, 2019 - 15:00

Такое выражение, как «мхатовская пауза», давно и прочно вошло в разговорную речь. Это словосочетание стало практически крылатой фразой или же - поговоркой, оно знакомо многим с раннего детства.

Его слышат в семье, на улицах, в телевизионных программах и начинают употреблять в собственной речи, даже не задумываясь о том, откуда пошло это выражение и что означает. Действительно, вроде бы все просто и понятно - «пауза». Однако, это не совсем так.

Как понимают это выражение?

В большинстве случаев так понимается выражение «мхатовская пауза» - это что-то такое, что способно обратить внимание людей на молчащего. Понимание совершенно верное. Впрочем, сложно понять слово «пауза» как-то иначе, а прилагательное «мхатовская» напрямую отсылает к известному всей стране московскому театру.

Достаточно часто данное выражение используется в иносказательном смысле, с интонациями сарказма. В разговорной речи оно давно стало нарицательным и нередко выражает иронию или же прямой «стеб» над кем-либо, подчеркивает пафосную манеру поведения человека.

Что же это такое?

«Мхатовская пауза» - это умение красноречиво молчать. То есть это не просто пауза в речи для того, чтобы перевести дыхание или же обдумать нужные слова. Этим словосочетанием называют паузу, которая подчеркивает важность произнесенных фраз.

Ее можно выдержать как перед имеющей значение речью, именно к такому приему прибегают американские кинорежиссеры, так и после сказанного, этим вариантом пользуются многие отечественные постановщики.

Почему «мхатовская»?

Почему умение акцентировать внимание собеседника или же аудитории на конкретной сказанной фразе при помощи молчания стало называться именно «мхатовская пауза», а не как-либо иначе, точно сказать никто не сможет.

Существует версия, скорее даже легенда или байка, рассказывающая о том, что артисты МХАТа во времена Станиславского настолько владели мастерством держать паузу на сцене, что, не произнося ни единой реплики, заставляли зрителей рыдать и смеяться. Конечно, так это было или нет, утверждать не может никто.

Однако, в пользу данной версии говорит наличие в разговорной речи другого крылатого выражения. Речь о фразе: «Не верю!». Она приписывается Станиславскому, автору собственной методики преподношения спектакля зрителю, в которой, кстати, задействовались паузы. Станиславский и Немирович-Данченко были основателями Московского художественного. Соответственно, вполне логично, что если одно из словесных выражений великого российского режиссера и театрального деятеля вошло в массовую разговорную речь, то и другое может быть связано с мастерством артистов его театра.

Откуда пошло это выражение?

Аналогичные фразы существуют и в европейских языках. К примеру, в английском языке есть устойчивое выражение «theatrical pause». Смысл его полностью аналогичен фразе «мхатовская пауза». Переводится же устойчивый фразеологизм с языка Шекспира, как «театральная пауза».

В русском языке данная фраза возникла гораздо раньше, чем Станиславский организовал свой театр. Сначала она звучала как «красноречивая пауза». Это выражение было в обиходе в литературных и просветительских кругах, в народ оно не вышло. Каким выражением пользовались театралы, неизвестно, но на момент перехода русских артистических трупп от балаганов к представлениям на постоянной сцене, то есть в выстроенных для этого зданиях, в обиходе было просто слово «пауза». Само слово пришло в русский язык из немецкого, но когда именно это произошло, разумеется, установить невозможно.

На момент организации Московского художественного театра, в столичных театральных кругах в обиходе было выражение «чеховская пауза». Это словосочетание тоже не стало крылатым, устойчивым и не вошло в повсеместную разговорную речь.

Вероятно, это связано вовсе не с талантом артистов труппы Станиславского, а с тем, что после революции спектакли театра посещали красноармейцы, которые по окончании гражданской войны разъехались в разные уголки страны. Увезли они с собой и фразу «мхатовская пауза». А благодаря быстрому развитию информационных технологий и массовой ликвидации безграмотности в прошлом столетии, выражение ушло в народ и со страниц газетных полос.

От словосочетания «пауза в разговоре» многие люди приходят в ужас, паузы ассоциируются у них со стеснением, растерянностью, неумением выразить свою мысль и страхом перед общением. Такие паузы действительно возникают, когда мужчина впервые идет на свидание с женщиной или когда очень надо заговорить с незнакомцем, но в голову, как назло, ничего не приходит. Назовем такие паузы пустыми и не будем путать их с остальными типами пауз, которых много и которые не губительны, а наоборот – незаменимы для беседы. Умение держать паузу в разговоре, когда это необходимо, – полезное умение, которому следует научиться каждому оратору.

Пустая пауза – это пробел, который нечем заполнить. Это единственный тип паузы, которого следует избегать, как огня.

Любая пауза, кроме пустой, несет смысл или выполняет определенную функцию: от пунктуационной (отбивка запятых) до художественной (нагнетание напряжения). Существует известное в театральных кругах выражение «МХАТовская пауза», введенное Станиславским. Держать паузу по Станиславскому означает долгую паузу, которую выдерживает артист на сцене, заставляя зал замирать и задерживать дыхание. Этот виртуозный прием актерской игры по плечу только выдающимся актерам, которые чувствуют зал и точно знают, как поймать момент для такой паузы и сколько ее держать.

Повседневные речевые паузы бывают следующих типов:

  • пауза для подбора нужных слов – мысль приходит мгновенно, но ее еще нужно как-то выразить словами, и желательно так, чтобы она была понятной и производила впечатление;
  • структурные или синтаксические паузы – это разделительные паузы, они служат для обозначения структуры предложения (главные члены, второстепенные члены и т. д.) и часто соответствуют знакам пунктуации в письме;
  • логические паузы – акцентируют смысл предложения и его посыл;
  • эмоциональные – сильный наплыв чувств мешает речи и зачастую требует немало времени для оценки и принятия решения.

Пустота – не пустая

Можно долго обсуждать искусство держать паузу и ее чудесную способность оживлять речь, но все эти слова уйдут в молоко, если вы сами на практике их не проверите. Поэтому предлагаю эксперимент:

  1. Выберите самостоятельно небольшой прозаический отрывок. Это должен быть не просто кусок текста, а законченный логический блок, у которого есть начало и конец.
  2. Отрывок лучше всего искать в художественной литературе. Так как мы изначально говорим об устной речи, пусть это будет эмоциональный монолог какого-нибудь литературного героя.
  3. Намеренно читайте его, старайтесь избежать любых пауз, кроме необходимых, чтобы слова не сливались в одно слово.
  4. Добавьте отбивку знаков препинания – выделяйте паузами запятые, точки, двоеточия, многоточия и т. п.
  5. Начните выделять паузами самые сильные слова в предложениях, те, на которых герой делает акцент и на которых держится смысл монолога.
  6. И, наконец, включите воображение, представьте, что чувствует герой, когда произносит эти слова. Почувствуйте сами нечто подобное. Ощутите, как эмоция меняет речь, как возникают неожиданные паузы в местах особенно сильного накала страстей, как трудно становится тараторить на манер первого прочтения.

Вы только что прошли путь от полного отсутствия до обилия пауз разного уровня и можете судить, какой текст выразительнее, какой легче читать и какой вы сами слушали бы с большим удовольствием.

Без пауз речь становится бессмысленным набором слов, и это касается не только монологов из художественной прозы. Человеку, который тараторит, часто приходится повторять предложение, чтобы его поняли.

Еще раз обратите внимание на то, как вы прочли текст в первый раз, без пауз. Больше всего в этом прочтении пострадала интонация. Даже если вы очень постараетесь удержать интонацию, возникнет ощущение, что на нее не хватает времени, причем не только чтецу, но и слушателю для полноценного восприятия. Это еще одна причина правильно держать паузу при любой теме разговора – на ней держится интонация.

В предыдущем разделе мы рассмотрели паузы, которые делают речь осмысленной, логичной и выразительной. Чтобы овладеть ими в совершенстве, берите уроки правильной речи у профессиональных педагогов. Такие занятия есть в любой театральной школе, на курсах ораторского искусства и искусства ведения переговоров. Там же вы узнаете, как выступать на сцене , как правильно выражать мысли , как преодолеть закомплексованность , неловкое молчание и многое другое. Здесь же поговорим о том, как добиться превосходства в конфликтной ситуации с помощью паузы.

Рассматривая паузу как отсрочку или тайм-аут, можно извлечь из нее немалую пользу. Во время паузы можно собраться с мыслями, овладеть эмоциями и даже отбить атаку противника, который ожидает от вас немедленной эмоциональной реакции.

Простой способ не потерять лицо во время ссоры – не позволять эмоциям взять верх. Вы наверняка уже читали и слышали эту прописную истину много раз, но до сих пор думаете, что на практике это труднодостижимо. Все совсем не так тяжело, как кажется: секрет сдержанности заключается в том, чтобы тянуть время и не позволять себе молниеносно реагировать на события. Например, если вас пытаются оскорбить словом, цель обидчика – спровоцировать вас на аналогичное поведение, вывести из себя и заставить опуститься до таких же оскорблений. И действительно – кровь приливает к голове, в глазах вспыхивает злоба, вы уже готовы метать громы и молнии. В этот момент нужно просто не делать того, чего больше всего хочется. Скажите себе: «я сделаю это через минуту» и начните мысленный отсчет. По прошествии 60 секунд у вас гарантированно будет идея получше. Скорее всего, вы просто посмеетесь над обидчиком, чем сведете на нет все его потуги.

Точно так же можно использовать паузы в сложных переговорах: если вас провоцируют на поспешное решение и быстрый ответ, берите паузу и хорошенько взвешивайте все за и против. Если вы чувствуете, что находитесь под властью эмоции и не можете адекватно смотреть на ситуацию, берите паузу. Сильные эмоции непродолжительны, нужно только дать себе время остыть.

ellasarvarova.ru - Женщина в каждой из нас