До положения риз. До положения риз (напиться, напоить) Дышать на ладан

До положе́ния ри́з (напиться, напоить) (прост.) — допьяна (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, к слову "риза")

До положения риз (напиться, напоить и т.п.; разг. шутл.) — 1) опьянеть до бесчувствия (букв. до того, что снял одежды - намек на библейский рассказ о Ное, который, опьянев, обнажился). «Напоить Титыча до положения риз.» Мельников-Печерский. 2) перен. очень, чрезвычайно, совершенно. «Сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько - до положения риз, до истребления.» А.Тургенев. Разодрать на себе ризы - впасть в крайнее отчаяние, выразить огорчение (по библейскому выражению, возникшему от древне-еврейского обычая раздирать на себе одежду в знак горя). «Порфирий Владимирович готов был ризы на себе разодрать.» Салтыков-Щедрин. (Толковый словарь (1935 - 1940 г.) , к слову "риза")

Риза — верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения. "До положения риз" в данном случае означает до снятия с себя (положения на землю) одежды (риз).

Происхождение выражения связывают библейским рассказом о Ное, который, опьянев, обнажился.

Исследователь русского языка (1831 - 1901) в книге " " , 1899 г. () пишет, что это выражение известно было еще в начале прошлого столетия:

"Так, посланный в Московскую губ. при Екатерине I в 1726 г. граф Матвеев на ревизию для выяснения вопроса о том, сколь тяжела для крестьян подушная подать, писал между прочим, что в Суздале он пробыл долго. 24 ноября, в день именин императрицы угостил всякого чина людей 70 человек "до положения риз ". Выйдя, по всему вероятию, из-за монастырских стен, за которыми не были редкостью крайности такого рода после грубых развлечений, для мирян изречение это было понятно по тем двум праздникам положения риз: Богородичной (2 июля) и Господней (10 июля), которые чествовались сооружением храмов этого названия."

Фразы с тем же значением

Примеры

"Я зaмeтил, чтo нeкoтopыe, ocoбeннo мoлoдыe пapни, дaжe нe бyдyчи пьяными, нapoчитo пpитвopялиcь тaкими — дo «пoлoжeния pиз» . Этo, oкaзывaeтcя, пoднимaлo иx в oбщecтвeннoм мнeнии дepeвни; дa, вo вcякoм oбщecтвe cвoe oбщecтвeннoe мнeниe: знaчит, ecть нa чтo пить, знaчит, нe дypaк, мoжeт зapaбoтaть."

(1883 - 1923)

"Похождения бравого солдата Швейка" (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 - 1971)), ч. 1, гл. 10:

"- А что я натворил? Не натворил ли я чего? Я же не был пьян!

- До положения риз ,- отвечал Швейк,- вдребезги, господин фельдкурат, до зеленого змия."

(1860 - 1904)

(1878 г.), д. 2 явл. 12 - Глаголев (2) говорит о хозяйке дома.

ДО ПОЛОЖЕНИЯ РИЗ (ШУТЛ.)

до крайней степени опьянения, до невменяемости. Существует несколько версий происхождения фразеологизма. По одной из них, оборот восходит к библейскому преданию о Ное, который, опьянев, обнажился (снял и положил свои ризы). По другой версии, оборот может восприниматься как игра слов, так как в Православной церкви существуют два праздника "положения риз": один - в память того, что в Успенский собор в Москве были положены ризы, принадлежащие Христу; второй - в честь положения в одну из церквей Царьграда риз Богородицы.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДО ПОЛОЖЕНИЯ РИЗ (ШУТЛ.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РИЗ- в Медицинских терминах:
    (ризо-) 1) (греч. rhiza корень, начало, основание) - составная часть сложных слов, означающая "относящийся к корешкам", "относящийся к основанию"; 2) …
  • ПОЛОЖЕНИЯ
    19 ФЕВРАЛЯ 1861 законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861. Состоял из "Общего положения …
  • ПОЛОЖЕНИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ПОЛОЖ́ЕНИЯ" 19 ФЕВРАЛЯ 1861, законодат. акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861 . Состоял из …
  • ШУТЛ. в Словаре Даля:
    (abbreviation) …
  • ДО в Словаре Даля:
    предл. с род. показывающий какой-либо предел, конец. Здравствуй, Волга матушка, сверху донизу, снизу доверху! При переносе ударения на до, слово …
  • «ПОЛОЖЕНИЯ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    19 ФЕВРАЛЯ 1861 , законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861. Состоял из «Общего …
  • ДО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (без удар., кроме тех случаев, когда ударение переносится с сущ. на предлог, напр. до дому, до низу), предлог с род. …
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ УХУДШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и относительное ухудшение положения пролетариата, тенденция снижения жизненного уровня пролетариата и роста необеспеченности его существования при капитализме (абсолютное ухудшение); тенденция …
  • ФИНЛЯНДИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • БАНКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? в современном экономическом строе Б. являются высшей формой кредитного посредничества и важнейшими органами вексельного и денежного обращения. Цель банковой …
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР в Современном толковом словаре, БСЭ.
  • ТЁМНЫЙ РЫЦАРЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-13 Time: 19:17:30 =Брюс Уэйн\Бэтмен= * Разруши мифы и легенды обо мне... Убей надежды на меня... * ""- Чем …
  • РИЗНИЦА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - в христианских храмах помещение для хранения риз (облачения священника при богослужении) и церковной утвари. Обычно находилась внутри храма, иногда …
  • ПРЕСТОЛ, ТРОН
    (2Пар 9:17-19, Быт 41:40, Пс 49:7, От 4:4 и др.) - возвышенное место, или высокое седалище, на которое восходят и …
  • ОДЕЖДА ВОСТОЧНАЯ И ОСОБЕННО ЕВРЕЕВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Мф 24:18). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт 3:21). …
  • ИСАИЯ ПРОРОК в Библейской энциклопедии Никифора:
    (спасение Иеговы; 4Цар 20:1) - один из величайших ветхозаветных пророков, сын Амосов и родной брат царя Амасии, как гласит Иудейское …
  • ЧИС 20
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Числа. Глава 20 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ЧИС 15 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Числа. Глава 15 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Русской Православной Церкви, принят на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 года), с …
  • СУД 8 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Глава 8 Главы: 1 2 3 4 …
  • СУД 14 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Глава 14 Главы: 1 2 3 4 …
  • СИР 42 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 42 Главы: 1 2 …
  • СИР 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 11 Главы: 1 2 …
  • ПС 44 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 44 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ПРИТЧ 6
  • ПОСЛ ИЕР 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Послание Иеремии. Глава 1 Главы: 1 1 Список послания, которое …
  • ПЕСН 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • ОТКР 3 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова. Глава 3 Главы: 1 2 3 4 …
  • НЕЕМ 7 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Неемии. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • МФ 24 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 24 Главы: 1 2 3 4 …
  • МФ 23 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 23 Главы: 1 2 3 4 …
  • МАКСИМ РЕГИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Максим Регийский (Maxime de Riez) (+ 462), епископ Риза, святитель. Память 27 ноября …
  • МАКАРИЙ ЖАБЫНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий Жабынский, Белевский чудотворец (1539 - 1623), преподобный. Память 22 января, 22 …
  • ЛК 8 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 8 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЛЕВ 21 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 21 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ЛЕВ 17 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 17 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ЛЕВ 10 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 10 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ИСХ 28 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Исход. Глава 28 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ИЕЗ 16 в Православной энциклопедии Древо.
  • 4 ЦАР 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Четвертая книга Царств. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЗАКОН в Большом энциклопедическом словаре:
    РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ Раздел 1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Чрезвычайное положение вводимое в соответствии …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …
  • МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    астрономия, раздел практической астрономии, удовлетворяющий нужды судовождения. Предметом М. а. является разработка способов определения по небесным светилам и навигационным …
  • ГЕОДЕЗИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. geodaisia, от ge - Земля и daio - делю, разделяю), наука об определении фигуры, размеров и гравитационного поля Земли …

Дары волхвов

Дары данайцев

Дать дуба

Дать на орехи

Два сапога пара

Двуликий Янус

Девичья память

Девятый вал

Делать из мухи слона

Делать хорошую (веселую) мину

Деньги не пахнут

Держать нос по ветру

Довести (доводить) до белого каления

До морковкина заговенья

Дом терпимости

До положения риз

До свадьбы заживет

Драть как Сидорову козу

Друг ситный

Дубина стоеросовая

Дышать на ладан

До положения риз (шутл.) - до крайней степени опьянения, до невменяемости. Существует несколько версий происхождения фразеологизма. По одной из них, оборот восходит к библейскому преданию о Ное, который, опьянев, обнажился (снял и положил свои ризы). По другой версии, оборот может восприниматься как игра слов, так как в Православной церкви существуют два праздника "положения риз": один - в память того, что в Успенский собор в Москве были положены ризы, принадлежащие Христу; второй - в честь положения в одну из церквей Царьграда риз Богородицы.

Девичья память (шутл.) - о плохой, "короткой" памяти.
Есть две версии происхождения выражения:
1) от легкомыслия некоторых девушек, которые, найдя нового жениха, быстро забывают свои клятвы бывшему кавалеру;
2) выражение возникло в результате усечения пословицы Девичья память парня забыла.

Довести (доводить) до белого каления (неодобр.) - лишить кого-либо самообладания, сильно разозлить, рассердить, разъярить. Выражение из речи кузнецов. При нагревании перед ковкой металл в зависимости от температуры сначала становится красным, потом желтым, а при очень сильном нагревании - белым.

Дубина стоеросовая (прост.) - о крайне тупом, глупом человеке, дураке, болване. Есть две версии происхождения выражения: 1) в основе выражения лежит переносное значение слова дубина - "тупой, непонятливый человек"; 2) прилагательное стоеросовый, ввиду необычности словообразовательной модели, делает возможным предположение о семинарском происхождении оборота: оно возникло как переделка греческого stauros "кол, шест, свая" в сочетании однозначных слов дубина - stauros, которое превратилось в результате в выражение дубина стоеросовая.

Драть как Сидорову козу (прост.) - сильно, жестоко и безжалостно пороть, бить кого-нибудь. Образность сравнения строится на переносных значениях слов Сидор (это имя в народе часто связывалось с представлением о злом или сварливом человеке) и коза (по народным представлениям, животное с вредным характером).

До морковкина заговенья (шутл.) - неопределенно долго, до времени, которое никогда не наступит, до бесконечности. Есть две версии происхождения выражения:
1) заговенье у христиан - последний день перед постом, когда верующим разрешалось есть скоромное, т. е. молочную и мясную пищу. Во время поста на такую пищу устанавливался запрет. В заговенье ели обычно обильную, жирную пищу. Поэтому соединение слова заговенье с "постной" морковкой осознавалось как шутливая формула невозможного;
2) в русском языке названия церковных праздников и обрядов традиционно употреблялись с временным значением, например: до Филиппова заговенья. По ассоциации с такими сочетаниями и возникло шутливое выражение о морковкином заговенье.

Дары данайцев (книжн.неодобр.) - коварные дары, приносимые с предательской целью. Выражение из "Илиады": в легенде греки взяли Трою, соорудив огромного деревянного коня и подарив его троянцам. Внутри коня был спрятан отряд воинов.

Двуликий Янус (книжн.) - неискренний, двуличный человек. В римской мифологии Янус - бог времени, а также всякого начала и конца. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым вперед, старым - назад, в прошлое.

Дамоклов меч (книжн.) - о постоянно грозящих кому-либо опасностях. Калька с греческого. Выражение из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (ок. 432-367 гг. до н. э.), рассказанного Цицероном в сочинении "Тускуланские беседы": желая проучить льстеца Дамокла, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить его на свое место, предварительно прикрепив к потолку над этим местом меч, висевший на конском волосе. Этот меч - символ постоянных опасностей, угрожающих властителю.

Делать из мухи слона - сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение. Выражение - калька с французского языка, восходит к античной поговорке.

Делать хорошую (веселую) мину при плохой игре - под внешним спокойствием стараться скрыть свои неудачи, неприятности. По одной версии, это выражение - калька с французского: faire bonne mine a mauvais jeu. По другой - из речи картежников, которые, получив плохие карты, стараются казаться веселыми: мина - "лицо", игра - "расклад карт".

Дары волхвов - по евангельской притче: дары, принесенные волхвами младенцу Иисусу, - золото как царю, ладан как Богу и благовонные масла как смертному.

Держать нос по ветру - приспособиться к обстоятельствам, беспринципно меняя свои убеждения, свое поведение. По одной версии, выражение пришло из речи моряков: первоначально имелся в виду нос корабля. По другой - оборот отражает особенности поведения собак.

Дом терпимости (устар.) - то же, что публичный дом, перевод с французского maison de tole"rance (это семантическая калька).

Деньги не пахнут (неодобр.) - от неразборчивом отношении к тому, каким путем получены деньги. Выражение - калька с лат. pecunia non olet, которое является высказыванием императора Веспасиана. Когда сын Веспасиана упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные, император поднес к его носу первые деньги, поступившие от этого налога, и спросил, пахнут ли они. Тит дал отрицательный ответ.

Дать дуба - груб. прост. умереть. Есть две версии возникновения этого выражения. 1) Оборот возник на русской почве и связан с глаголом задубеть - "остыть, потерять чувствительность, сделаться твердым". 2) Выражение возникло на юге России. Можно предполагать, что под дубом хоронили умерших, а может быть, образ оборота и иной. Любопытно лишь то, что дерево - символ долголетия - стало использоваться для обозначения смерти.

Дать на орехи - сильно отругать, раскритиковать кого-либо. Выражение возникло в речи столяров и краснодеревщиков: мебель из простой древесины часто разделывалась "под орех", "под дуб".

Друг ситный (прост. шутл. или ирон.) - шутливо-непринужденное обращение к приятелю. Выражение связывают с выпечкой ситного (из просеянной через сито муки) хлеба, который ели за обедом, ужином и подавали к чаю. Есть такой хлеб считалось удовольствием, поэтому и ситный друг изначально - человек, при общении с которым испытываешь удовольствие

Два сапога пара (ирон.) - о двух людях, вполне сходных, подходящих друг к другу, в особенности по своим недостаткам.

До свадьбы заживет (разг. шутл.) - говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно. Чаще - маленьким детям: пока ты вырастешь, женишься (выйдешь замуж), всё заживет, больно не будет.

Девятый вал (книжн.) - 1) [чего] наиболее бурное, сильное проявление чего-либо грозного; 2) [кого, чего] о вершине каких-либо достижений творческой мысли или деятельности человека. Выражение по происхождению древнерусское, возникло в результате метафоризации словосочетания с конкретным значением самой опасной девятой волны во время бури.

Дышать на ладан - о худом, слабом, болезненного вида человеке, которому недолго осталось жить. Выражение основывается на религиозной символике слова ладан. В церкви ладан кадят (раскачивают сосуд, в котором находится курящийся ладан). Этот обряд совершается, в частности, перед мертвыми или умирающими.


Обратно в раздел
ellasarvarova.ru - Женщина в каждой из нас